1727.
БуЧе
(20.07.2004 17:49)
0
Вы протестуете, значит "мы" еще существуем. История повторяется и, кто не уважительно к ней относится, тот обречен на совершение прежних ошибок. Порой эти ошибки приводят к тяжелым последствиям. Первая половина ХХ века… Вместо царства разума, свободы и справедливости, которого ждали люди ХIХ века, наступила эпоха невиданного насилия и бессилия. Циничные или безумные вожди отдавали приказы – и миллионы людей с готовностью шли убивать друг друга на мировых войнах. В начале ХХI века (по крайней мере, такое впечатление создается в Украине) насилие (и моральное, и физическое) стало повсеместным и будничным, стало нормой, смяло в человеке веру в собственную значимость, в способность что-либо изменить. Людям уже нечего противопоставить произволу, и их бессилие утверждает возрастающее могущество насилия. Как разорвать замкнутый круг насилия и бессилия? Возможна ли теперь вера в человека и что может стать ее основой? Уже вспоминали о революции 1968 года во Франции и, мне кажется (основываясь на собственном опыте), что помочь ответить на эти вопросы может знакомство с жизнью выдающегося человека Махатма Ганди. Альберт Эйнштейн сказал, что «возможно будущие поколения не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой земле». Конечно, пересказывать всю биографию Ганди, который подарил Индии независимость, нет возможности, поэтому я приведу лишь эпизод его борьбы за свободу людей в Южной Африке (из детской энциклопедии по истории!), а аналогии, я уверен, возникнут сами собой. Но это было сто лет назад!!! 22 августа 1906 г. правительство Трансвааля (провинция в ЮАР) публикует проект закона, который индийцы назвали «черным». По этому закону все индийцы – мужчины, женщины и дети – должны были пройти регистрацию в полиции, оставить отпечатки пальцев и получить особые удостоверения, иначе их ожидала высылка. Такая регистрация приравнивала индийцев к лицам, подозреваемым в совершении преступления. Более того, полицейские получили право вторгаться в жилища индийцев и даже на традиционно неприкосновенную женскую половину для поверки регистрации. Прочитав закон, Ганди сказал: «Лучше умереть, чем согласиться с подобным законом». Ганди обратился к индийцам и предложил путь сопротивления. «Мы не будем обращаться к мировому общественному мнению, - сказал он, - индийцы сами способны постоять за себя. Пусть каждый, кто не хочет подчиняться позорному закону, решит для себя, хватит ли у него твердости, несмотря ни на какие гонения и даже смерть, сдержать свое слово. Борьба будет продолжаться долго, возможно годы, но я смело и с полной уверенностью заявляю, что, если даже небольшая часть людей сохранит верность своему слову, наша борьба может завершиться только одним – победой». Ганди впервые выдвигает идею совместного ненасильственного сопротивления произволу. Этот метод борьбы он называет «сатьяграха» - «твердость в истине», насилию противопоставляется твердость духа, внутренняя уверенность в своей правоте и солидарность. Ганди (и это станет потом обязательным перед началом выступлений) предупреждает правительство, что в случае принятия закона индийцы объявят сатьяграху. Но, несмотря на это предупреждение, закон был принят. 1 января 1908 года сатьяграха начинается митингом в Йоханнесбурге, на котором индийцы демонстративно сжигают свои повестки на регистрацию. Ганди арестован и посажен в тюрьму, но движение разгорается. Индийцы игнорируют закон, тюрьмы переполнены, но репрессии ничего не дают. Движение нарастало, и власти были вынуждены освободить Ганди, и он сразу идет в наступление. 6 ноября 1913 года он начинает знаменитый мирный поход протеста из Наталя в Трансвааль. Это было демонстративным нарушением закона, запрещающего индийцам перемещаться из одной провинции в другую. Нарушение закона каралось тюремным заключением и высылкой. Ганди шел во главе многотысячной колонны, которая росла с каждым днем. Вызванные правительством войска не решились стрелять, но попытались разогнать демонстрантов. Тогда участники похода легли на землю, и кони не пошли по лежащим. Вести из Южной Африки взорвали общественное мнение Европы и Америки. В поддержку индийцев выступили Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Бертран Рассел и многие другие известные общественные деятели. Властям пришлось отступить. В течение месяца шли напряженные переговоры, и, наконец, 30 июня 1914 г. было подписано соглашение, согласно которому все наиболее оскорбительные для индийцев расистские законы были отменены. Борьба закончилась победой!!! Ганди вернулся на родину. Хотелось бы еще привести несколько цитат Ганди о ненасилии: «Правда (сатья) предполагает любовь, а твердость (аграха) порождает силу и, таким образом служит ее синонимом. Я потому стал называть движение словом «сатьяграха», что означает силу, рожденную правдой и любовью, или ненасилие». «Сила происходит не из физических способностей, она проистекает из неукротимой воли. Ненасилие – самая мощная сила, находящаяся в распоряжении человечества. Она более могущественна, чем самое могущественное орудие разрушения, созданное людской изобретательностью». «Человек и его поступок вещи разные. Возненавидеть грех, а не грешника» - правило, которое редко осуществляется на деле, хотя всем понятно. Вот почему яд ненависти растекается по всему миру». Господин Царенко, поймите, что ненавидят не Вас, а Ваши поступки и методы, на которые Вы закрываете глаза (коррупция, профанация образования, неуважение к студентам и преподавателям и т.д.). Вспомните, господин Царенко, о чем, из христианской любви! к Вам говорил проф. Мельник, который хорошо знаком с канонической православной литературой, слушал лекции Кураева и др. «Уныние» действительно самый тяжкий грех, покайтесь, ведь именно в Ваших силах изменить все к лучшему и сделать Сумы действительно «центром освіти», а не «центром невежества и зла». Вы, господин Царенко, сказали «що, мабуть, така Ваша доля», но если бы Вы зашли хоть раз в центральный корпус СумГУ, то прочитали бы прямо на первом этаже, что судьба человека зависит от его поступков, а не наоборот. Студенты борются не против СНУ (хотя не плохо было бы увидеть реальные обоснования, а не дешевый популизм), а против зла, которое они чувствуют от некоторых людей, проводящих эту реформу. Ваша система заставляет преподавателей говорить ложь, и как после этого им смогут верить студенты на лекциях? Университет - это прежде всего достойные люди, у которых есть чему научится. А чему, извините, можно научиться у людей, которые «снимают» деньги с детей и забрасывают их ядами? Где это видано, чтобы бывший/будущий проректор/радник Национального Вуза вел переговоры с уличными группировками (читайте «Панораму» за 14.07.2004 г.) с целью расправы над его студентами? Как он может после этого смотреть в глаза своим детям? Искреннее восхищение мужеством Иры Меркун и всех остальных героев неравной борьбы, которые для меня еще раз подтвердили истину, что больше всего можно научится именно у своих учеников. Преподаватели – равнение на студентов! Они действительно доказали что „Ще не вмерли України ні слава, ні воля”. Они стали для меня и, я думаю, для многих других тем изменением, которое хотелось увидеть в жизни. А это уже бесценная победа! Это та революция сознания, у которой действительно не будет конца…
P.S. Я читал на Вашем сайте мнение о том, что было бы неплохо, если бы Ира Меркун во время прямого эфира сказала бы о том, что в СНАУ студенты «травку щипают», что там процветают поборы и взяточничество и т.д. Я думаю, что Ира молодец, она не опустилась до их уровня, она до конца, возможно сама того не осознавая, выдержала концепцию «непротивления злу насилием». Ведь вопросы о том, что именно потеряют студенты, очень напоминали вопрос «А что есть истина?». Ведь, на самом деле, тем, кто хотел понять, все и так понятно. Я верю в таких, как она, за ними будущее. І сподіваюсь, що ви, браття милі, ще «запануєте у СВОЕМУ ВУЗІ».
P.P.S. Мне кажется, что большинство студентов вышли на протест, чтобы защитить свои убеждения и мечты, все во что они верят и чем дорожат, большинство протестующих (особенно в первые дни) – это студенты 1-3 курсов. А за политику и деньги, господин демагог Иваний, Вам должно быть стыдно (не надо всех судить по себе), - иногда мне даже начинает казаться, что хорошо, что все так произошло, и все поняли, кто чего стоит, а то бы и дальше продолжали учиться у Вас и таких как Вы. Просто цитата из детской книжки, хотя ситуация совсем не детская: «Порой нам кажется, что время великих свершений прошло, что не осталось на земле ни одного дракона, ни одного храброго рыцаря, ни единой принцессы, пробирающейся опасными лесными тропами и очаровывая всех своей улыбкой (привет всем девушкам из палаточного городка)… И как замечательно, что это не так! Просто в наше время их облик изменился. Драконы носят сегодня официальные костюмы, прячутся за масками инспекций и служб. Демоны общества с пронзительным криком бросаются на нас, стоит лишь нам поднять глаза от земли, стоит повернуть направо там, где нам было сказано идти налево. Внешний вид нынче стал так обманчив, что рыцарям и принцессам трудно узнать друг друга, трудно узнать даже самих себя».
|